24.09.15

Когда-то до войны.... 13-й этаж и кум Брынько

В гости с социально-помогательным визитом часто приезжают фейсбучники. Гостям часто рассказываю о той, другой довоенной жизни. 
Странное чувство, когда ты говоришь «когда-то до войны».
Странное чувство, когда ты чувствуешь себя так, как будто прожил две, а то и три жизни.
Услышав о том, как мы жили, когда я была…или когда Луганщина была…или когда там не было Новороссии…в общем, услышав о том, как мы воевали, когда еще не было войны, друзья кричат «пиши». Смеются, плачут, не верят, верят, потому что вмешивается свидетель дней моих суровых, Мисс Жизнелюбие.
Тогда все охают и требуют «вот, это точно пиши». Услышав, как мы жили «когда», друзья начинают понимать значение моего ответа на вопрос, как мне удалось сохранить трезвые мысли в условиях новоросской армагедонщины. Я просто из одной войны перешла в другую. Я не заметила начала новой войны, так как конец старой так и не наступил,-сказала я в первом своем интервью после выезда из зоны абсурда. 
Сначала я сомневалась, нужно ли писать. Потом откладывала. Думала, зона важнее. Да и комп, где хранились записи, стихи, рассказы, фото, документы, собираемые с 2004 года «экспроприировался». А еще растерялась от ежедневных «нельзя писать о себе, надо о войне», «ты же писатель, надо, чтобы смешно или чтобы поплакать ». 
Решила, тогда вообще лучше не писать. Новости из зоны и точка, как блокпост. Зубы сцепила, перо, то есть клавиатуру зажала, и в бой. 
А потом поняла, а ведь то, что я пережила на Луганщине до войны, пережили многие люди с активной гражданской позицией, которые потом и пришли на Майдан. И именно то, как мы жили, что с нами делали властьимущие, как жил Донбасс и Луганщина, как жила Украина и привело нас к войне. 
И промолчать, как? А Тома, Леха, Надя, Света, Серёга, наши все. Ведь эта борьба с 2004, даже, нет, с 2001, хотя, наверное, с 1991 года - это их подвиг.
А наша власть? Она же издеваясь над городом все эти годы, и втолкнула его в войну. А ведь власть маленького провинциального города, расположенного на краю нашей Украины, так похожа на всю власть в целом.
Задумалась, а может и правда, это будет интересно и поучительно. Все равно о городе и его «героях» знают во всем мире, может, стоит начать писать и о его героях. 
Кому не интересно, тот просто отпишется от страницы и все.
Я не писатель, не политик, мне же не нужны рейтинги, все вот эти « а что скажут, а что подумают».
Я просто обычный человек, со своей историей, биографией, воспоминаниями, ошибками, паникой, слезами. Пишу не для книг, зарплаты, рейтингов. Просто в один момент я стала чуть публичнее и всё. 
Я часто повторяю для тех, кто «а я так не думаю»- это моя автобиография, войны, мира, восприятия, любви, потери друзей. Не всегда, чья-то жизнь совершенна, интересна, полна переживаний, приключений. Не всегда чьи-то переживания соответствуют нашим. Может кто-то поступил бы не так, как я. Нас много и у каждого из нас своя автобиография. Я рассказываю свою...
…Когда-то давно мы с друзьями решили, что в городе должна быть независимая, свободная и альтернативная пресса. Мы хотели окультурить город, обукраинизировать, хотели быть свободны в творчестве. 
В городе еще с СССР существовало литобъединение «Забой», но такое забойно-советское, что после его посещения вернуть Пегас в мозги, а Музу в сердце, бывало трудновато. Тут эхо подхватывает «вато-вато-вато». Мы тогда не знали, что это вата и называли это «упоротым совком». 
В местных газетах, полностью контролируемых местной властью, разрешались публикации од во славу линии партии или мэра. Ну, на самый крайний случай, о любви. А нам хотелось творить. Хотелось летать, парить. Хотелось говорить о важном, о городе, стране, людях, проблемах, развитии. Хотелось мечтать и делать мечту явью. 
Так в Свердловске появилась газета «13-й этаж», главным редактором которой я была целых три года. О том, как она создавалась, можно написать книгу. Даже две. Такой себе иронический детектив с элементами совкового ужаса. 
Это здесь, в Киеве, Львове, возможно в Днепре в 2001- 2009 годах была Украина. Там, в Свердловске, это был СССР. 
Наверное, поэтому сбой в редакционной политике произошел сразу. В первый же день регистрации в общем отделе Свердловского исполкома, куда мы пришли сдавать документы. После общения с Еленой Курочкой, секретаршей мэра Олечкой и гражданкой начальницей отдела культуры Синенко газета из литературной преобразовалась в социально-политическую. А я стала оппозиционером, фашистом и хунтой. Друзей стало меньше, проблем больше.
Диалог, происшедший в тот день в исполкоме заслуживает отдельной главы, напишу о нем чуть позже. 
Вот честно, как хороший автор хотела начать все с первого дня, как дневник, по - дням, как по - нотам. Но… Но судьба решила, что ей надо вот так, с подковыркой, из-за да через. Поэтому из далекого города Екатеринбург мне в ФБ пришло письмо: 
«Ленка, землячка, родная, помню тебя еще по забористому «тринадцатому этажу». Жги! Это твое! Помню, как ты про Шмальца байки травила. До сих пор храню. Душу греет частичка свободы и Родины. Когда закончится война, мы станем городами побратимами. За вашу и нашу свободу! Екатеринбург-Свердловск!». 
Оказалось мои первые байки, написанные в 2005-2007 годах для газеты « 13 –й этаж» хранит мой земляк в далеком российском городе. Поэтому начну с именно этой части моих воспоминаний о той, довоенной военной жизни.
П.С. Городским головой города Свердловска в течение долгих 15 лет был Александр Шмальц. Его вы можете лицезреть на видео в ютубе «Митинг Свердловск 1.03.2014 год».
П. С.С. При помощи баек и народного, боевого суржика, применяемого в 2004-2009 годах зарождавшейся на Донбассе укропской хунтой, мы рассказывали горожанам истории города, проблемы, указывали власти на недостатки. То есть были обычными фашиствующими укропами. 

БАЙКИ КУМА БРЫНЬКА

Був у нас у колхозе председателем о такой себе пан Шмалько. Голова- а- а! Ну, у смысле, голова у него була ,як чугуна. Скильки по ней не стукай- токи руку набьешь. От, поехал раз председатель с агрономом на бричке. И такой с ним приключился конфуз. Едут они себе едут, а дороги -то у нас- едрыть растудыево. Еще при Колчаке закладывались. Ну, в смысле, те, шо дороги делали, сильно за воротник закладывали. Деньги пропить пропили, а дороги народ за столько лет и сам накатал. Так от. Едет себе председатель у бричке. С колдобобины на колдобобину переваливается, колесо у него, само собой разумеется, и отвалилось. А брычка не яка ж небудь, а импортна. Загранична. Из суседней области куплена.Ух- и красивуща. Глаз не свесть. У нас на нее хлопцы девок из другой деревни на закидон ловили. Схвотографируются на фоне брички и ну перед девками выхваляться. А девки так и визжать, так у стога и лезут, шоб видней было. Ну а потом уже все равно, э та бричка чи нема- все одно уже у РАГс пора бигты. Ага ,шо то я отвлекся от темы. Так от. Колесо и отпало. Председатель забегался, за голову ухватился- бричку жалко. А тут агроном под горячую руку возьми да брякни- а шо ты хотел. С такими дорогами не только колесо отпадет. Да в районе уже, поди, пятый год как рождаемость ни гугу. Хлопцы, после езды по этой срамоте все уже себе поотбивали…
Ну, шо я могу сказать. Бричку конечно починили. Агронома в другой район перевели. Ну шоб не гавкал под руку. А Шмалько после того случая поумнел. Ехал –то он не куда-нибудь, а к самому. У область. И шоб больше конфузу не было- купил себе еще четыре брички.Да к каждой по конюху и кузнецу приставил. Ну и правильно. Дорог-то эвон скока. Чини их все. Это ж деньги надо- немеряно. А брычка шо. Кузнецу отогнал- чини себе. Опять же за казенные деньги. И то верно. И кузнецу тоже зарплата нужна. Бабы, правда, матерятся, когда на ярмарку или с дитем до фельдшера добираются. Лужи, мол, до грудей. Так это опять разобраться надо у кого, где эта грудь есть. У них же не поймешь, де та грудь, де та талия. Да и подводу опять же голова дал. Подвода-то казенная, чё ей будет. От так мы и живем у своей деревне Большие Свердлюки. И если шо будет новое, так я расскажу. Не будь на то я кум Брынько. А он и бабы наши с ярмарки едут .Пойду встречать, шоб моя меня не побила. Эвон, как голосисто спивают.
За поворотом де канава
Лежав наш бравый командир.
Вин ехав злива та направо,
у лужи замочив мундир.
И говорила йому ненька:
"Та залатай дороги ци,
Нехай не мается серденько,
Не рвутся кожани капци".
Дружина теж уже зламала
Высоки,стильни каблучкы.
На 10 метрив -3 канавы,
И сорок висим выбийцив.
Пояснения Современные: Ну, как вы поняли, это про дороги в Свердловске. А еще про автопарк городского головы. Каждый год для чиновников Свердловского горсовета покупались новые авто, которые потом «списывались» и продавались своим людям, как «не подлежащие ремонту», то есть, по цене металлолома.

ЯК КУМ БРЫНЬКО ТА КУМ БУНЬКО ДО СИЛЬМАРКЕТУ ХОДЫЛЫ

Пишлы мы з кумом Буньком перед Новым годом до сильмаркету за горилкой. Ну, конечно, это мы з кумом за нею, ридненькой. А моя, значить, з кумою, за подарунками та разными заграничними вкустотыщами до столу. 
Народу у сильмаркету- не протовкнешься. Можно, конечно было и до базару пойтить, але ж це якось не по- модньому, не по- цивилизованному .А сильмаркет у нас, ух. За день не обийдешь. Усе у ньому есть. Да и опять же, на улице витер з ног валяет,а у сильмаркету- тиша, тепло, музика телебенькае. 
От ругаем мы усно американское, и зря,я вам скажу. Вот сильмаркет -идея хорошая. Прижилась среди народу. Пойтить у наших Свердлюках все равно некуды. 
Нашы бабы три часа збиралися. Марафетились та пудрились неначе до театру. Пидвод на майдани перед сильмаркетом-море. Бричка на бричке стоит. Таксистив -мов тарганив. Хотя опять же, правильно. И хлопцам зароботок и бабам клопоту меньше. Нагребуть у сильмаркету полные сумки,а до остановки 300 метров итить. А тут опять же цивилизация. Хлопцы и сумку до брички донесут, и до дому видвезуть, и комплиментив на вуха нависять. Гарно! 
Бабы наши у сильмаркету, ну, прямо, англицкими леди себя ощущают .И ведут себя прилично -не ругаются, попередь черги не лизуть, в морду не бьють, семечку не плюхають. Мы з кумом прямо таки отдыхаем. 
Набрали мы, значить, усякой всячины: дитям подарункив, до столу, до души. Бабы наши нагулялися. Уси сплетни мисцеви выслухали, кисткы селу перемылы. 
Тильки- но до пидводи идти хотели, дывымося, така метушня зчинылася. Як чорты в пекло всех загреблы. 
Таксисты все до одного з майдану шмыг, аж курява зняйлась. И пусто. Тильки охоронци на подезжаючих зыркають. И брычки бачать-щось тут не так -хамиль, хамиль и до бокив жмуться. Ага, смекнули мы з кумом, видать большая птыця прилетит. Надо остаться посмотреть .И нам интересно, и опять же, бабам развлечение. Дывымося подъезжает государственная брычка и враз на пустое место, як улиплена стала. Выходыть з нее наш голова, поважный пан Шмалько. И сильмаркета идет.Ну, это конечно уже стало интересным. Обычно ж його жинка или шофер скупляеться. А тут-сам. Оно, конечно, и правильно. Перед праздниками шо, голова не имеет права подарунки купить, имеет. 
А у сильмаркету - людей море. Тележки порозбирали. Везде очередь. А тут ще й дыво таке. Люди давай прогулюватися коло голови.Тудинь-сюдинь.Здороваються.А сами так и интересуються,що ж голова до визочка кладе.Шоб потом, значить, посплетничать.
Шо за люди. Де ми,а де голова.Понимать же надо. Конечно он купит то,на шо ми токмо посмотрим.
Но, интрига ж не в етом. Набрав голова визочка и до касси,а так очередина-душ 40-50. Голова брови до носа стулив и без очереди-шмыг.
Ну, шо я могу сказать. Ви бабу за день до праздника бачили? Це ж вепр з головою медузи Горгони. Це ж цунами помноженное на звиржение Везувия. Ви думаете,американци дурни, що просто так усем бедствиям женские имена дают? Видно, сильне нашого баб знають…
Крик стояв такый,що собаки недилю боялися гавкати. Чорти до Риздва з пекла не вилазили. Пьяний Гнатко на тому кинци Свердлюкив протрезвив и по-божився бильше не пити.
Директор сильмаркету вискочив.Билий.Билише снигу.Тильки-но рота розкрив…Усе-нова жертва для бабського колективу.Боже,боже!Ще й наступаючий год Собаки. По-перше,женського роду,по-друге, як друг на друга кричать-це одно, а як себя показать и кого-то облаять, зараж же у стаю собираються…
Усьо! Стыхийное бедствие масштабу сильмаркету. МЧС не справыться. Та й не поедут, бо баба у нас така, що й чорта, й милиционера за мисяц зажене. 
Так от. Загнали бабы нашого голову на край чергы. Стоить. Пыхтфыть. И выстояв наш голова пид оцей кардебалет уcю положенную очередь. И геть из сильмаркету. Брови заломав, щоки надув, аж палають. З глаз искри. Было бы лето-была бы пожежа.
А народ писля этого все праздничные дни смаковал-хоть у малому,а перемога.
Да,ты хоть голова,а хоть вуха на голови,а очередь и повага до людей –це святее. И вообсче, хорошо, шоб оце уси головы втемьячылы, чи в магазыни чи в государстве, но ты для усих ровня.
Пояснение Современные: Это описана ситуация в супермаркете «Абсолют», когда наш мэр опозорился, толкаясь в очереди. 

ЯК КУМ БРЫНЬКО И КУМ БУНЬКО НОВЫЙ ГОД ЗУСТРИЧАЛЫ

А оце опять я, люби друзи, ваш кум Брынько. Ось, як бачите, и Новий рик тыхенько до нас пидийшов. 
Деревня наша, Большие Свердлюки, значить, готовится его зустричать. Бабы третий день парять, жарять, ковбасу крутять, перижкы печуть, самогонку гонять. Такий дух по деревне кррутыть - шо ти! Шо той ресторан! От и мы з кумом зибрались Новий год, як-то кажуть, встречать. Сели, значить, у меня и думаемо. Как, значить, празник-то провести. Бо, как говорять, встретишь, такой и весь год будэ. 
И, скажу я вам так:говорять люды правду. От ми з кумом той Новий год так встретили, шо увесь год погано помним.
То ли апельсынамы обьелись, то ли горилка не свежая. Хоча ни-у шинкаря горилка кожен день нова. Его жинка не дарма у сыльради в отделении культуры робыть. 
Уся семья культурна. Та й онука у ных добре малюе. Ото ж сьогодни у нього горилка на берьозовых бруньках, а завтра уже нова-на лыпках. Одно йетикетки миняе. 
Не-це не водка. Точно! Мо апельсыны? Бо останне, шо помню, шо мы з кумом ели апельсыны, а Сашко, ага, отой бздюк малый зи сильскштабу изирательного нашого головы, все крывывся и называв их -померанчи. Ще так язвительно «поМЭРанчи». Тьху! От гадський фрукт! Говорил я тогда - усе, шо от головы раздаеться, то ни в горло не полизе, ни в голови не отложиться. 
Ага, опять я отвлекся.
Значит так, сыдым мы з кумом Буньком и думаемо: как же нам Новий год встретить, шоб по- культурному. По-городському. По-европэйському. Та просто, як люды. У нас же яка программа? Посидеть у меня -выпить, посидеть у Бунька- опять же «за наступающий». Пойти до суседей, встретить по дороге парубкив и … ну, завсегда мы з кумом сами падаем, бо сигарет отродясь не курили. 
Не, мы на молодежь зла не держим. Скучно им. Ну, популяють з петардив, ну, фэйерверку запустять- и все… знову по кабакам. Благо, у нас их на деревню-40 штук. Як раз по 1 кабаку на 1 парубка. От и вся культурна программа. Ходили мы как - то до сильради, до голови- мол, скучно у деревне, праздников малувато. Ни тебе театру, ни тебе развлечений. А вин нас одно посылает. Не, не, не туди. Культурно. До заведуючей отделом окультурования у наший сильради. До Параски Сынько.
А та, як самогону нагоныть, то на роботи така ж, як ее хвамилия. Увидит нас з кумом и крычыть : «Культури ем подавай, это ж деньги надо не меряно на вашу культуру. А у меня сахар закончывся». 
И гоняет туда- сюда, як брагу, кожнагодную программу у нашому клуби. То тоби «Мисс Большие Свердлюкы», то «Мисс осенние Свердлюкы», то «мисс Маленька свердюлина». Смехота!
А раньше- то как було? Поставят стовп на площи, заллють каток. Хлопци за чоботами лезуть, девки семечки щелкають, на ковзанах коло хлопців круть- верть, круть-верть. А потом свадьб скоко. Деточки рождались. А ще театр местный був, цир, вертеп. Ох, якый же у нас в сели був вертеп, колы ще голова не був по вуха партейный и не вмешивався у культурную жизнь села. Опять же, лоточники. Базар. Карусели дитям…И предпринимателям торгующё-организовывающим прибыль, и у бюджет села копийчина. Ох, як же гарно було! В Новий рик з ряженными, зы смехом, з красненькыми щечками на морозе. А ще й на Різдво и на Старий Новый рик хвантазии хватало.
Сколько рокив пройшло,а памьять осталась. Вроде жили биднее, а отдыхали лучше. А зараз и гроши вроди есть, а кроме як у кабак, пойтить и некуда. А что такое пьяный некультурный люд? Це бледни лица, воспаленное сознание, и запойное состояние без смеха та без радости. 
От не зря говорят, як встретишь Новый год, так и жизнь пройде. А яка ж це жизть без румьянцю на щечках, без смиху та радости? Нияка. И пока мы з кумом думу думали, як культуру у село повернуть та смехом та радистю людей одарить, Новий год и пидийшов. Чи все ж такы, будемо правыльно казаты, по-нашому, сельському, по-культурному?! Новий Рік!
З Новим роком, Большие Свердлюки!
Пояснения Современные: В нашем городе долгое время культурой заведовала абсолютно безкультурная госпожа Синенко. Ох, и рубала она советской косой по рэпу, циркачам, украинскому народному творчеству. Зато каждый месяц из бюджета города выделялась определенная сумма на проведение всевозможных «мисс» и «мистер». Думали, что дойдут до «мисс улицы», но, слава Богу, остановились только на «мисс рынок».

Немає коментарів: