О чем я думаю. Спрашивает меня ФБ. О девочковом! Наверное, устала я от войны, от новостей, сводок, глупых поступков, осознания реально возникшего феодально-коммунистического квазигосударства на когда-то уютной и мирной Луганщине.
За кумой скучаю. Вернее, за всеми тремя. Сейчас бы в селе уброчная шла полным ходом. На Донбассе всё быстро сохнет. А мы всегда всё сообща делали.
Ведь солнце, тепло, птицы поют по утрам до одури, Днепро голубеет волной и желтеет мягким, почти бархатным песочком. А я и лета не видела. Надо сказать стоп. Хотя…себе можно. Войне, нет. Но хоть на миг, а! Стоп. В ФБ фотки друзей на море, а у меня море чернобрывцев в огороде. Моем новом огороде.
Поэтому хочу девочкового, мирного и не военного.
За кумой скучаю. Вернее, за всеми тремя. Сейчас бы в селе уброчная шла полным ходом. На Донбассе всё быстро сохнет. А мы всегда всё сообща делали.
Собирались семьями, сажали огороды каждому по очереди, так же тяпали и убирали. А потом…молодая кукурузка обжаренная в копченом сальце, пироги с капустой или сладкие с яблоками или сливами, наливочка из бузины, коньячок сорокотравник и борщик!
Одна кума перепелок накоптит, вторая пирогов напечет. С меня чай и сорокотравник, конечно.
У кумы яблоня на полдвора. У меня орех. Под ними столы. Лавки. Травы сушатся. Вязанки сушки (яблоки и груши, нанизанные на нитки) висят.
Яблоки падают «бах-бух», орехи «тах-тах-тах». Когда-то шутили, что сидим под обстрелом, как Д.артаньян три мушкетера. Когда-то это было смешно. Пол ореха снесло снарядом. Яблоня кумы почему-то стала засыхать. Травы никто в степи не собирает, страшно. Да, и за бузиною вряд ли кто пойдет в посадку. Страшно.
И кумовья не соберутся. Нет, наша мушкетерная четверка осталась верна себе, дружбе. Хотя есть и потери. Было у меня 5 кумовей, осталось 3. С моей стороны две кумы удалили всех нас из списков и памяти, у кумы боевой родня «потерялась», а у кумы стратегической наоборот «нашлась». Одна кума по России штирлингует, я в Каневе хозяйство налаживаю.
Кумовья, правда, за меня рады. Говорят, хоть частично твоя мечта сбылась. Хотела ее на даче в селе осуществить, я видишь, как судьба –то решила. Зелень, чистота, уединение, росы и птицы. И акация. И сад.
Акация, за которой на Донбассе мы ездили в степные заросли-посадки (в городе-то пыль) теперь растет вокруг моего дома. Прямо лес из акаций. Суши, настаивай. Хоть в чай, хоть в мыло. Бузина за огородом 7 кустов. Сад, правда, еще сажать и растить, но это уже наживное. Виноград Винницкий и смородина Львовская уже прижились.
Лес рядом. В лесу груша – дичка, яблоня, вишня, малина, шелковица, сосна, липа. А за лесом степь. Репяшок, чабрец, подмаренник, буквица. Воздух, росы, урожаи, земля, Люди!
Если разобраться, то и море рядом. Каневское. Всего 25 км. Так, что из пыльного Донбасса, да в такую красоту, это, как награда!
Но скучаем друг за другом сильно. Живем воспоминаниями, фотографиями. Вот прислали мне фотки из роддома, которые кума снимала (еще не было слово селфи), когда 7 лет назад её младшая родилась. А как вчера. Вот праздник, где куме 30. Мы тогда с нашей бандой месяц готовились. Розыгрыши, песни, сценки, частушки, плакаты. Весь двор завешали. У родни кумы был шок. Тут так не принято. Ну, пришли, ну, хряпнули, ну конверт всунули, ну потанцевали с выражением «и шо ото выкобеливается, котлеты-то недосоленные».
Кума всхлыпывает «эх, как жили». Сержусь, мол, что значит жили. Живем! Будем жить!
Они перебирают альбомы и высылают мне фото. Я ведь после «общения» с «друзьями» моего кума, осталась без фото-архива, компьютера. Хорошо, что документы держала отдельно.
Куме - стратегической очень понравилось новое выражение, скрымзенное у Тани Громадськой «для бешеной собаки 800 км не крюк». «Шо там от Ростова до Канева, - смеется кума, - я ожила, работу нашла, диаспору украинскую организовала, борщи их учу варить, вышиваем в вышиванках по Ростову, так что приеду на Каневский борщ, готовься».
Борщи она учит их варить, а, слышали такое?!
Кума-стратегичная, как вы уже знаете, родом из земель вражеских, ростовских. Кум говорит, что в свое время отжал в России лучшее, что было. Второй кум не соглашается. Вторая кума, которая партизанско-боевая-сельскохозяйственная (на ней весь наш подпольно-закупорочный стратегический запас держится) родом из Гуково.
Ладно, признаюсь и каюсь. Вывезли из русского приграничья весь золотой девичий запас.
Будете смеяться, но родня обеих «отжатых», оставшаяся там, в России наши до последней нитки в вышивке и капли борща в тарелке. Как модно сейчас называть, русско-бандеровцы!
Так вот. Однажды мы чуть не потеряли кума. Ну, бывают в жизни семьи сложные периоды. Кума молчала-молчала, и не выдержала, в слезы. Так, мол, и так, семейная жизнь дала трещину. Мы сразу собрали совет. Всех в село, под яблоню, на массовое порубание яблок на сушку.
Сидим, перебираем варианты спасения любимого супружества. Кума для улучшения мыслеформ борщика насыпала.
И тут, как озарение:
-Ты чем своего кормишь?- спрашиваем куму.
- Суши стал любить. Салатики. Кто-то ему эти суши лучше меня готовит, - рыдает кума.
- Какие суши,- возмутились мы,- борщ! Только борщ!
Кума, которая тогда еще не была военно-стратегичной, а обычным финансистом, хлебнула борща кумы, которая еще не была партизанско-сельскохозяйственной, а просто сельскохозяйственной, охнула:
-Ну, как у вас такой борщ получается, а?
И мы поняли, борщ наше всё! Борщ спасет мир и любовь, так как в борще и мир, и любовь, и соль, и мудрость.
Я не знаю, почему, но мне кажется, что варить борщ меня никто не учил. Оно само. Оно где-то в крови всех украинских хозяюшек. Встала к плите, задумалась, раз, и борщ готов. И что главное в борще, у каждой хозяйки он свой, со своим ароматом, вкусом, изюминкой. Вроде все те же продукты, а борщ разный.
Кто-то сейчас хмыкнет, мол, нашла, про что писать. Про еду. Может для кого-то борщ и еда. Для нас нет. Для женщины борщ друг, товарищ, психоаналитик, психотерапевт, сексопатолог, психиатр, терапевт, афродизиак, и даже творческая пауза для размышлений.
Ну, стихи написала, рассказ нахохотала или эссе переплакала, и к борщу. Или, вот, надо принять решение, а не можешь. А борщ помешиваешь, и вдруг, раз, а решение-то на поверхности.
Когда варишь борщ, внутри что-то успокаивается, расслабляется, уходишь куда-то во внутренние уголки своего я, находишь равновесие между всеми «мы». Нирвана!
А кто варит борщ в плохом настроении, получает щи.
Вот сколько рецептов борща? А-а-а! Даже гугл не знает. Ну, выдаст там, парочку. А знаете почему? Это же стратегический секрет. Кто ж этим поделится.
Есть борщ на курице, на косточке, на ребрышках, на грудинке. Есть постный. Фасолевый. Дедушка в детстве варил борщ с килькой в томате. Есть борщ с черносливом. С пампушками. С галушками. С заправкой из старого толченого сала. С копченым салом. С копченым угрем.
Кума варит борщ с копчеными грушами и утиной грудкой. У нее своя коптильня в селе. Она нам таких вкусноликов коптила. И черносливку, и груши, и перепелов, и уточек, и сальцо. За сараем у нее специальная поленница из веточек, дров фруктовых пород. Есть сакральные (скрымзенные) из Крыма пара можжевеловых полен. Есть дуб, граб, закарпатский бук. Где взяла не признается, ведь в Закарпатье не была никогда. Вишня, слива, алыча, груша, яблоня, шелковица, облепиха, орех, кизил…все подписано и сложено. Каждая деревина для своего аромата копчения.
А еще наш любимый осенний борщ с грибами. Мы всегда варим, когда ездим собирать грибы в Станицу. Вернее, ездили. Опять грусть. Разбомбили нашу Станицу, сожгли наши леса. Теперь буду варить здесь, говорят возле Канева тоже леса грибные.
Белые у нас редкость, поэтому варили с теми грибами, которые были в наличие. Очень вкусно с дуняшками и рядовкой.
Супер грибной борщ или королевский, это когда грибы и в юшку (для навара), чтобы кусочки попадались, и в галушки. Грибные галушки можно делать с сухим порошком грибов (сухие грибы перемолоть в кофемолки и добавить в тесто) и со свежим грибным фаршем (проварить грибы, перемолоть через мясорубку и добавить в тесто). Это песня. Осенняя, грибная песня. И хочется сидеть под яблоней вечно, обжигая руки и губы горячим борщом, вдыхая аромат грибов, хохотать, вспоминая лесные приключения, хвалится «грибным уловом», слушать, как стучат по крыше яблоки и орехи и смотреть на звезды.
А еще я люблю борщ с облепихой. Я вообще люблю облепиху. Поэтому у нас в селе её уже почти лес. Кума обещала переслать пару кустиков.
Мы с кумой тихонько ее рассадили на пустыре. Ну, да. Чуток отжали поля. Не отжали бы, был бы мусорник. А так и мусор не выбрасывают, и от снега заграждение, и сад, и живая изгородь.
Облепиха дает в борще маслянистость, кислинку и особый аромат. Я ее кладу и в мясо, в подливку, и в плов. Она хорошо хранится в холодильнике, хорошо сушится, поэтому в урожайный год, мы запасаемся облепихой по-полной. И для компотов, и для приправ.
А вот добавлять в борщ синенькие (баклажаны) меня научила подруга ассирийка. Они придают навару удивительный аромат, маслянистость и являются сильным афродизиаком. Даже сухие.
Да, и ассирийцы, которые жили в наших Донбасских степях, убегая от «русской любви» тоже любили борщ. Баша готовила его очень наваристым, с бараниной, острым и сладким перцем, который она обжаривала с фенхелем, зирой, барбарисом, кизилом, куркумой и пажитником. Смесь перцев, горчичных зерен, кислинка барбариса и грибной аромат баклажан в борще, делали его абсолютно новым к вкусовому восприятию. Мы ее учили варить борщ с галушками, а она учила нас готовить баранину, использовать специи. С тех пор черный чай я пью, положив в него пару горошин черного перца, чуть нагретого на сковороде, а на праздники баловала подруг домашними шоколадными трюфелями с белым перцем.
Пока мы вспоминали, рецепты и "изюминки" куме надиктовывали, кума боевая, которая до войны была просто кума-хохотушка, говорит:
-Не, девки, главное куме не сказали. Борщ, девки, надо варить так, как будто это последний борщ в жизни. Как будто это война и пленных не берут. Борщ должен петь сам по себе, бурлить, играть, звать в кровать и на подвиг. После борща мужик должен сделать две вещи: дойти до кровати и уснуть. А после сна, бери его тепленьким, к груди кутай, усьо, чист, послушен, должон. Долги забирай сразу и усе, на потом не оставляй, бо понесет раздавать куды не надо. После выполненного долгу, опять борщ. И так, пока на работу не пойдеть.
В общем, кума приняла стратегию к выполнению. На первое борщ и каждый раз новый. Чай с «перчинокй» и конфеты с «изюминкой».
Через пару недель у кума появился румянец и животик. Кума похорошела и стала светиться вот этим волшебным светом, от которого мужчины сворачивают шеи, теряют головы, штурмуют ювелирные отделы, и приходят домой с победоносным видом и соседней клумбой в руках. На суши у него появилась аллергия. А через пару месяцев животик появился и у кумы. А у меня через 9 месяцев появились новые покумки (кумовья через куму), которые гармонично влились в нашу веселую компанию.
Вот теперь я представляю, какие борщи варит кума в Ростове.
Её новый начальник оказался украинцем. Угостила борщом. Руку и сердце не предложил, познакомил с женой, ненавязчиво намекнув на обмен рецептами. В обмен предложил хорошую зарплату и должность без испытательного срока. Так что кума не только в Ростове штирлингует, но и ведет подпольно-борщевую-захватническую работу.
Да, просила передать, что украинцы в Ростове активно помогают нашей армии, а в их коллективе читают стихи Любовь Бурак и Ольги Грановской, варят борщ и уже знают, что Все будет Украина.
Дорогие мои девчонки! Хороших нам борщей! Близких и верных подруг! Сильных и любящих мужчин! Мирной Украины! И мы победим, я знаю, мне кума сказала!
А у кумы-боевой завтра день рождения. Плакать не буду, обещала. Пусть будет мир и Украина, а все, кто скучает, ждет, любит и верит, встретятся и не расстаются,- это пожелание кумы на рождение. Будьмо, мой боевой друг! И пусть Господь услышит наши молитвы!
А у кумы-боевой завтра день рождения. Плакать не буду, обещала. Пусть будет мир и Украина, а все, кто скучает, ждет, любит и верит, встретятся и не расстаются,- это пожелание кумы на рождение. Будьмо, мой боевой друг! И пусть Господь услышит наши молитвы!
2 коментарі:
Песня! Пока мы варим борщ - Украина будет жить!
Dlya menya tragediya so vsemi kumov'yami i druz'yami razrugalas' v zawitu nashej Ukrainy i s docher'yu, kotoraya vremenno zhivet v Moskve ne mogu sovladat'. Kiselev na vsyu golovu.
Дописати коментар