28.10.15

Солнечная каша

Вот, почему говорят, что осень хмурая?! Это неправда. Осень, даже, когда дождь и холодно, все равно солнечная и яркая. И дождинки стучат в окно вместе с оранжевой веткой боярышника, или грустят золотисто-зеленой ивой, или осыпают двор лимонно-желтым березовым листьям.
А если при этом еще и ясная, солнечная погода Бабьего лета, ум-мур-мур!
На столе тоже солнечно: оранжевый, красный, зелено-желтый перец, алый боярышник и рябина, золотые россыпи облепихи и тыква. Тыква! Куда без нее. Все цветов, размеров, форм. Грушевидная, цветочком, пузырчатая с сероватым налетом, в зеленую конопушку, красная, желтая, оранжевая, коричневая, лимонная, песочная.
Ну, и как не любить это все?! Я очень люблю осень.

Как-то в период формирования тыквенных запасов, когда мы привозили со своей степной  дачи, целую машину разносортных, разномастных, разноцветных плодов, раскладывая их во дворе для просушки, мне привели крестницу.
Зареванный, всхлипывающий и абсолютно несчастный ребенок. Кум просит:
-Лен, ну, посиди с ней пару часов. Мне на работу в смену, а мы третьи сутки почти не спим. Толи зубки, толи сглаз, не знаю. Кричит. Есть не хочет. Плачет. Почти не спит. Моя все, упала. И я, чувствую, в лаве ноги протяну.
Ну, куда ж я родное-то дитя и еще в таком состоянии. Поругала кума, что сразу не привели, отправила высыпаться. Давай узнавать причины капризов. Молчит.
-Кушать будешь?
-Нет!
-Конфетку, - пытаюсь подлизаться я.
-Нет!
-Кролика кормить?
-Нет!
-Может, помогать будешь?
-Нет! Пакать буду!- и слезы.
Да, ситуация.
-А я думала, ты мне поможешь, варенье из солнышка сварить и кашу, эх, придется одной, - вздыхаю я.
-Из сонышка?- сквозь слезы, спрашивает  крестница.
-Помогать будешь?
Машет головой, мол, буду. Слезы втянулись.
Я позвала своих детей. Мирославу и Владу. Тихонько рассказала идею и попросила подыграть. И мы стали варить варенье из солнышка.
Вообще это очень сложно.Ну, подумайте: насобирать солнышка, перебрать, сварить. Но, думаю, для мамы и юных помощниц, любое дело по-плечу. А у меня было  целых три на подхвате. Мира и Поля собирали солнышко. Оно баловалось, шалило и не хотело лезть в кастрюльку. Поэтому пришлось потрудиться.
Влада, сидя чуть дальше в саду, направив зеркальце на стену дома  организовывала убегающее от собирателей солнышко, пуская  солнечные зайчики. Мира и Поля их ловили и относили в кастрюльку. Слезы? Капризы? Какие слезы и капризы могут быть у ребенка, который собирает солнышко для варенья.
-Памала! Памала! - кричит Полина, держа на траве панамку.
К ней бежит Мира:
- Давай, давай, сейчас мы его в кастрюльку. Ой, Поля, смотри, еще на стене. Беги, лови, а я в кастрюльку эти отнесу.
Мира бежит к Ладе и делает вид, что что-то высыпает в кастрюльку. Лада, между делом режет уже начищенную мной тыкву и яблоки.
-Дай, я хацю смотлеть! - бежит Полина, чтобы убедиться, что кастрюлька наполняется.
-Ух, ты! Сусочками! - трогает пальцем, - галяцее. Кусно будет?
-Вкусно, но еще нужно собрать,- Влада отправляет крестницу за новой порцией солнышек.
Так, незаметно и весело, отвлекшийся от капризов ребенок набегался на свежем воздухе, а мы спокойно закончили свое дело: нарезали яблок, тыквы, апельсин, лимон.
Так как изначально я собиралась варить варенье, то пришлось все делить на две части. Надо же было чем-то кормить ребенка.
В одну кастрюльку мы положили тыкву, яблоки пару долек лимона (обдать кипятком) и апельсина, залили водой и поставили варить.Если для варенья нужен целый лимон и целый апельсин на 3 кг  тыквы, то для каши нужно всего-то пару долек. Яблоки у нас кисло-сладкие, поэтому лимона я положила всего  один кружочек, и половинку  апельсина . Лишь бы запах да  кислинка была.
Поля помогает:
-Это сонышко, - тыкает на апельсин.
-Ну, смотри, солнышко желтое, оранжевое, лимонное, яркое, золотое, поэтому, все, что такого цвета, тоже частичка солнышка.
-Аячее?- беспокоится Поля.
-На небе солнышко горячее, поэтому она нас греет, поэтому и нам тепло на солнышке.
-Жярко, - перебивает Поля, - мама цидионер включала, жярко, плохое сонышко, - ругает Поля, грозя пальцем куда-то в небо, и я понимаю возможную причину капризов. Лето-то и впрямь жаркое.
-А вот цветочки, ягодки, они теплом солнышка напитываются и не горячие, но солнечные, - поясняю я.
Уже, - теребит меня Поля, - ам?!
-Еще чуть-чуть,- обещаю я. – Смотри, сейчас мы эту красоту вжикнем, остудим и ням, - рассказываю процесс.
Проваренную тыкву, яблоки, апельсин и лимон я перетираю в пюре погружным блендером. Само по себе пюре, уже ням-ням. Да такой ням-ням, что пробовать начнешь, не остановить. Кисло-сладкое, душистое, полезное. Я, чуть разбавив пюре водичкой, снова ставлю его на огонь и, помешивая, всыпаю тонкой струйкой манку.
И вот, каша готова. Можно добавить сахарок, можно медок, смотря какой сладости тыковка. А можно и с маселком. В общем, кто, как желает.
Господи, как она ее уплетала.
-Для любой мамы, даже крестной, «иче хацю» высшая награда. Но…сбор солнышка, три дня рёву оказались трудоемким процессом и после второй тарелки добавки Полина, свернувшись калачиком, уснула прямо за столом. Благо, что кухонный уголок, сделанный заботливыми руками папы-столяра у нас удобный и широкий. Дети часто засыпали маленькие за столом. Не бужу! Знаю, не упадет. Пусть спит.
Тихонько идем варить оставленную порцию. Это уже варенье.
Набор продуктов тот же: тыква, яблоки, апельсин, лимон. Хитрость в том, что сначала варится сироп, хороший, густой сироп для варенья. Тыкву мы трем на крупной терке (хотя можно резать и кубиками), чтобы получались такие длинные полоски. Апельсин и лимон вместе с цедрой, мелко режем. Яблоки, желательно твердых сортов, чистим от кожуры, сердцевины и режем кусочками. Сначала в сироп кладем апельсин и лимон, чтобы они отдали сиропу запах и кислоту. Потом тыкву и яблоки. И варим, перемешивая, как обычное варенье. Чем тверже тыква, тем интереснее цукаты. Я так же варю варенье из переспевших кабачков, но тыква мне нравится больше, она красивее. Это варенье очень вкусно и само по себе, и в пирогах, и как заправка (топпинг) каши, мороженного. А еще...
О, это вообще царское варенье. Если у вас есть поздние розы или запасены лепестки чайных роз, бросьте горсть в солнечное варенье…
Ночь, звезды, чай с липой, чабрецом, васильком и чайной розой вприкуску с тыквенно-апельсиново-розовым вареньем. Что может быть лучше? Только кот, улегшийся на руках и плед, заботливо накинутый любимым на плечи. А, еще сверчки! Без них наши степные ночи были бы похожи на антрацит: черные, с блестящими вкраплениями звезд, но какие-то далекие, торжественные и безжизненные.
А сверчки, или, как их еще называют цикады, это музыка ночи. Ее жизнь, смысл, наполнение. Иногда мне кажется, что звезды мигают в такт звучащей музыки. Прислушайтесь: сюр-сюр, сюр-сюр. А теперь слушайте сверчка и смотрите на небо: миг-миг, сюр-сюр, миг-миг, сюр-сюр. Видите? Видите? Я права!
Еще мы варим варенье из облепихи и тыквы. Для этого облепиху нужно обдать кипятком, и перетереть через сито (очень трудоемкий процесс), а потом добавить облепиховое пюре в тыквенное пюре. Косточки не выбрасывать! Они пойдут на масло и шрот.
Но это уже не поскрипывающие на зубах цукатики, а просто кисло-сладкое повидло, душистое, полезное и ароматное.
Полина проспала до утра. Улыбаясь и почмокивая во сне.
Утром, только открыв глаза из-под одеяла:
-Кума, сонышко ичё есть? Каши хацю!
-Конечно, есть, смотри, солнышко уже взошло, а значит можно варить кашу, сколько хочешь. Я тебе еще солнечных лучиков собрала, - накладываю я поверх каши, как украшение тыквенных долек,- но, смотри, кто ест солнечную кашу, должен улыбаться, плакать, запрещено.
-А цё? - спрашивает Полина, уплетая кашу.
-Ну, ты же ешь солнечную кашу, она сварена из солнечных лучиков, а они, помнишь, как ты их весело ловила, веселые, а значит, в тебе теперь целая куча улыбок. Солнышко делится с тобой теплом, а ты, теперь должна делиться улыбками со всеми. Хорошо?
-Карашо! - соглашается.
Отдавали маме совершенно другого ребенка, веселого, довольного, восторженно рассказывающего, как она насобирала целую кастрюлю солнышка для варенья.
…Ночью нас разбудил лай собаки. Выглядываем в окно, перепуганные. Из-за калитки:
-Кума, не бойся, это я, каша есть?Давай!
Это с другого конца поселка прибежал кум. Поля опять ревела и требовала кашу из соныцка.
Я вынесла кастрюльку. Кум глянул в кастрюлю, потом на свою, принесенную с собой тарелочку. Сунул тарелочку в руки:
-Вари кашу,- и побежал, забрав всю кастрюльку с собой.
Оказывается, ребенок ничего не хотел кроме «каши из солнышка».
…Вокруг нас удивительный мир. Добрый. Заботливый. Ласковый. Теплый такой, как чай из степных трав и кот, уснувший в твоих руках.
Кормите детей солнечной кашей, пусть в мире будет больше тепла и улыбок!

Немає коментарів: