Рассказали правду. А какая она в глазах читателя, это уже решать каждому. Кто-то улыбнется. Кто-то задумается. Кто-то возмутится. А кто-то останется равнодушным.
Да, кто-то из читателей тоже был в России и видел ее своими глазами. А кто-то живет. И его видение не совпадает с мнением моих земляков. Он будет прав. Ведь и жизнь в Свердловске отличалась от жизни в Антраците, Снежном, Горловке, Макеевке, Луганске, Донецке. Как и жизнь россиян отличается от жизни украинцев, а тем более европейцев.
Одни города Донбасса нищенствовали с 90-х до 2014 года, так и не встав с колен, не выйдя из запоя и не выползя из копанок. Другие мужали, росли и становились европейскими. Дурманили розами, покоряли «Аренами», манили парками и скульптурами. Поэтому о жизни «на Украине» каждый так же расскажет по-своему. Макеевчане и Горловчане с горечью прозябания. Дончане и Луганчане с восторгом и перспективами. Свердловчане и Ровенчане с уверенностью. Краснодонцы с контрабандистским задором.
Поэтому каждый город звал-не-звал Россию по своему сценарию, по своим принципам и ждал-не-ждал от России своего чуда…
Мнение 1. Увидеть Россию и…
Увидеть Россию до войны и во время войны, людям, чьи судьбы изменены той самой – великой и могучей, некогда братской и почти родной, это как, как…Ну, например, плохо видящему человеку, после операции снять повязку, чтобы он увидел мир спасенным зрением.
То, что еще вчера было туманно и расплывчато, играет красками. И вчерашнее монотонное серое, сегодня уже имеет оттенки. После посещения России хочется перечитать «1984». Это для интеллектуалов. Для обывателя, живущего сравнением цен, услуг, дорог и зарплаты, всё проще. Хочется назад в Украину.
«В Украину» у нас в Свердловске никто не говорит. Одни чтобы не навлечь гнев «новороссов». Доносов и подвалов боятся уже на каком-то генном уровне.
«Новороссы» молчат, чтобы не выдать разочарование. Поэтому после осознания, что нефть и доллары не текут россиянам в карман, а уровень жизни среднестатистического российского обывателя ниже до военного уровня жизни среднестатистического селянина из села Бирюково Свердловского района Луганской области, в «ЛНР» (по крайней мере – в «ЛНР» Свердловского района) говорят, – нам бы назад. И замолкают.
То, что казалось целым и совершенным, при хорошем зрении оказывается полуразрушенным и покрытым трещинами. А иногда и вообще – тленом.
Да, многие после двух лет войны посмотрели на Россию уже без разноцветной оптики «раша-тв». Можно применить избитое «трезвым взглядом». Странное выражение. Думаю, пришедшее к нам из России.
Жуткое русское пьянство, которое раньше воспринималось нами, жителями Донбасса, как русская удаль, праздник русской души и даже, как предмет гордости русского народа, сегодня раздражает. И раздражает именно тех, кто ждал от России чуда. Социального. Экономического. Политического.
Вокзал. Туалет. Куча пустых пузырьков от «Настойки боярышника», «Тройного», «Шарма» и даже «Средства для снятия макияжа» с клубничным ароматом. Девчонки смеются, мол, комната-то дамская, чего удивляться. С клубничным ароматом – самое то. «Это, как шампанское с клубникой, закусь и выпивка в одном флаконе», – комментируют увиденное сельские хохотуньи.
Ну, в самом-то деле, не «Шанель № 5» употреблять русским гурманам. Может санкции смешат их «Искандеры», а может государственная программа поддержки российского производителя работает.
«Средства для снятия макияжа» с клубничным ароматом выпускают в Новочеркасске.
Чтобы не передергивали, мы сразу в лоб. Да, самогон в селах гнали всегда. Самогон. Не денатурат, не технический спирт и не жидкость для снятия лака. Самогон – это натурпродукт. И рецептов в селе, хоть отбавляй. Кто из пшеницы, кто из бурака, кто из винограда делал. Из варенья старого, ну, чтобы не выбрасывать. Из кукурузы, особенно молодой. И настаивали. В дубовых бочках. На ягодах. На фруктах. На травах.
Чтобы описать это народное творчество во всех его вкусовых разнообразиях, можно побить рекорды по многотомности советской энциклопедии. Но вот чтобы упиваться, не работать, не идти в шахту, в поле… Это пара-тройка «чебураторов» на село. Так называют у нас алкашей.
Шахтеры любят и выпить, и поработать. За работу на шахте, особенно, когда стали платить больше 10 000 гривен, держались, как за Господню бороду. Это же и пенсия потом большая, и регресс, если что, и депозит, и кредит, и ремонт, и машина.
Да и пить шахтеры за десять лет хорошей жизни стали больше легализированные, брендовые напитки. Виски, джин, хорошая водка, коньяк, текила были почти в каждом домашнем баре. На праздники красовались друг перед другом, какой эдакий заморский напиток попробовали.
А вот когда в Свердловск пришел «русский мир», люди быстро опустились. На рынке сейчас редко встретишь трезвого продавца. Пьют прямо при покупателях, за прилавком. Дышат в лицо перегаром. Молодежь везде с пивом. На работу стали приходить пьяные. Много пьющих женщин. Подростков. И, естественно, самогон стали гнать во всех дворах. Есть спрос. Вот «гонят» его больше из контрабандного российского технического спирта – разводят водой, – или различных «огненных смесей» – сухого горючего, например, – сахар и дрожжи очень дорогие.
Из-за пьянства, что в России, что в «ЛНР» много бытовых преступлений. Очень.
В Украину уже хочется из-за трезвости.
А еще в России очень грязные туалеты. Везде, где мы были по пути следования в станицу Вешенскую. У нас (Свердловск) и до войны такого не было, и сейчас, не смотря на экономическую и социальную ситуации, такого нет. Чисто. Помыто. Между прочим, туалет на вокзале, это, – смеются,– как лицо города. Ну, может потому, что вокзал и привокзальная комната гигиены – первое, что видят гости. И смрад, кучи мусора, испражнений, пустых бутылок из-под «боярышника» не делают городу чести.
Когда мы вернемся в Украину, – горькое и глупое к восприятию для того, кто считает «Донбасс – Украина», – мы сделаем всё, чтобы трезвость, чистота, уважение к людям и городу стали нормой нашей жизни, – констатируют землячки. – Война приходит туда, где разруха, в том числе и в головах, где нет уважения к человеку, а у человека нет уважения ни к себе самому, ни к своей земле.
Мнение 2. Уберите свои тряпки…
Нас сопровождали члены «Общественного движения «Мир Луганщине». Это «общественная организация» Плотницкого. Деньги на поездку мы собирали сами. А они – «организаторы». Опять на нас деньги спишут в лучших традициях «регионалов». Ну, деньги-то русские. Не жалко.
Весь автобус завалили флагами. Был флаг города Свердловска, «Новороссии», «ЛНР». Что-то советское с серпом и молотом. Флаги России.
На границе с Россией предъявляем паспорта граждан Украины. И члены «Общественного движения «Мир Луганщине» тоже. Это очень обидно. Они против Украины, а паспорта носят украинские. Сюр какой-то. У шофера, правда, и еще у кого-то было по два паспорта. «ЛНР» и Украины. И документы на автобус тоже двойные. В «ЛНР» ведь нельзя с украинскими ездить. На границе «переодеваемся». То есть наклейки «новороссия» снимаются, остаются номера украинские. В Россию пограничники пускают по «лнровским» документам. Пускают! Но не дальше Гуково.
Мы смеемся тихонько, – хвосты прячем. Видимо не нравится России «новоросский» след.
Члены «ОД «Мир Луганщине» делают вид, что ничего не происходит. Мы делаем вид, что нас вообще ничего не интересует.
Вся дорога в технике. В полях, где еще два года назад фермеры выращивали бахчу и красный «крымский» лук, стоят военные палатки. Едем по военному лагерю Российская Федерация. Ростовский военный округ. Это наши мирные соседи. Они за мир. Правда, с таким вооружением, что если ударят по нашему Свердловску, мы просто провалимся в шахты, наверное. Мы отворачиваемся от окон. Нам страшно.
Зато в станице настроением аж накрыло. Мы не то, чтобы не ожидали. Мы вообще были шокированы и не готовы к такому.
Нашим «куратором» на рецепшине грубо и бестактно заявили: «Уберите ваши тряпки, если хотите выступать».
Это о флагах «ЛНР», «Новороссии», города (он у нас зелено-черно-желто-белый).
На пафосное: «Мы делегация и коллективы «ЛНР», – прозвучавшее от Чекулдаевой (руководитель ОД «Мир Луганщине») нам просто рассмеялись в ответ:
– А где это? У нас такой страны не записано в пригласительных.
Честно? «Организаторы» не ожидали и онемели. Ненависть ко всему «новоросскому» была очевидна.
Если бы мы не загалдели: «Мы из Луганщины», «с Украины», – думаю, нас бы просто не пустили выступать. Нас даже бы в лагерь не пустили. Флаги так и остались лежать в автобусах. «Оганизаторы» даже бейджики «лнр» сняли.
И представляли нас: народный ансамбль «Надвечерье» Луганская область. Правда, без «Украина». Но и без «ЛНР». И на том, спасибо! Это была наша победа. Малюсенькая, но наша, украинская победа!
Мнение 3. Нефть рекой, баксы гурьбой, да всё золотом, что не к нашему бережку
Я ехала за общением, – говорит моя землячка. – Мы в Свердловске общаемся друг с другом. Уже всё и всем высказали. Сто раз поругались. Пятьдесят раз помирились. И с теми, кто «за», и с теми, кто «против». Я хотела услышать Россию. Ну, говорят же: «Услышать Донбасс»… Вот, мы накричались, вроде бы уже все услышали. Но не в Донбассе ведь дело. Это же должны понимать.
Те, кто звал «Путин спаси», это подпевка. Бэк-вокал. Даже нет. Пьяное «караоке». Запевалы маститые, именитые и не местные. И даже те, кто поддерживал отделение Донбасса от Украины, знают: без руки Москвы, ее обещаний, руководства, денег и «Искандеров» – ничего бы не было. Нет у «русского мира» такой поддержки, чтобы взаправдашный референдум сделать, без «сами напечатали, сами проголосовали, сами решили».
Мы не случайно спели на украинском. Готовили для виду другую песню. А спели молитву. Чтобы русские услышали настоящий голос Донбасса. Чтобы покаялись. Или Бог их простил. Не знаю.
Мы ночевали у местных. Нас пригласила семья. Тоже народники (поют в народном казачьем хоре). Не спали до утра. Говорили. О чём? О жизни!
Я им о зарплате – и они мне о зарплате. Я им о шахтах. И они о работе. Вернее, безработице. В Москву ездят. О Крыме. О Донбассе. Что мы хотели. Что ждали. Что получили.
Открыли друг другу по паре Америк, – смеется.
Газа в селах в России нет. А у нас есть. Зарплата наших шахтеров, если перевести в рубли, в три раза больше. Они в шоке, что Россия платит на Донбассе все соцвыплаты, и при этом «ихтамнет». У них всё урезают. Зарплаты. Социалку. Обиделись на нас. Живем лучше, хотим больше.
Много в головах телевизора. И у нас, и у них.
Рассказываю, что ждали те, кто звал на Донбассе Путина. Ну, зарплат высоких, в долларах.
Почему в долларах, у нас же рубль? – удивляются вешеновцы (жители станицы Вешенской).
А я им:
– Ну, газ-нефть же Россия за доллары продает. Значит, и зарплата должна быть в долларах. Золото добывает. Алмазы. Вы же нефтедолларовая страна!
А они мне:
– Да, у нас нефть рекой, баксы гурьбой, да всё золотом, что не к нашему бережку.
Вот такая российская поговорка.
Ой, а вообще, смеялись, конечно. Много. Они как выдадут что-то про распятых мальчиков. Мы в смех. Россияне верят, что Бандера еще жив, и это воюет его армия. И в роботов верят в армии. В органы, ну, что их прямо на улицах вырезают. И что у нас репрессии были за разговоры на русском языке. И нам дают наркотики, чтобы мы любили Порошенко и Украину. И вот только угомонились и…
– А зря вы так смеетесь. Нам, между прочим, даже на работе читают лекции по гражданской обороне. И со стопроцентной уверенностью сообщили, что в июне Украина нанесет ядерный удар по России.
– Так мы же не ядерная держава, – нашему удивлению не было предела, – мы все ядерные ракеты утилизировали. Вы проверяли по меморандуму.
– А вам Обама пришлет и Пентагон, – отреагировали станичники. – Нам в штабе ГО рекомендовали запастись зеленкой и ватно-марлевыми повязками на случай ядерной войны. В аптеках всю зеленку раскупили.
Мы хотели рассмеяться, – продолжает рассказ свердловчанка, – да еще в лучших традициях, с шутками про лазерные указки, шапочки из фольги, но встретились с собеседником глазами. Поняли. Шутки, это не ихнее. Они завтра фольгой обмотаются, а нас обвинят в шпионаже. Ватно-марлевом. С некоторых пор всё вот это – фольгово-распято-фосфорное – стало не смешным. Понимаете! Не смешным! Их сколько там миллионов в России? Верящих миллионов! В зеленке и с ватно-марлевыми повязками на случай ядерной войны. Это страшно. Свои, такие же, по «новороссии» бродят.
Мнение 4. Б…тский народ
Когда мы спустились со сцены, после исполнения «На Почаевской горе», к нам подходили люди. Много. Почему-то старались нам в глаза не смотреть. Что-то буркнут, типа: «это не мы», «это не наша война», «мы не бомбим Украину», или «простите» – и убегают.
Но было и жарковато. Один подбежал. В казачьей шапке, с кобурою. Мы испугались. Но оказалось, что она пустая. И начал орать, что это не русские сбили «Боинг», а Америка.
– Мы не сбивали «Боинг», – аж хрипел он. Прямо пена со рта чуть не пошла. Глаза кровью налились. – Мы не сбивали «Боинг». Вы нас обвинили. Это не мы.
Мы его успокаиваем, мол, мужчина, вы вообще о чём. Мы про Бога пели. О Богородице. Слова о «Боинге» не сказали.
А он нам:
– Я всё слышал. Вы заставляете нас каяться в том, что мы сбили «Боинг». Мы его не сбивали. Там наших войск нет.
Потом плюнул нам под ноги и сказал: «Будьте прокляты, хохлы», – и ушел. Было обидно и страшно. Никто не подошел и не заступился. Даже наши «кураторы».
А еще очень обидел один коллектив. Женщины. Такое поведение. Стыдобище! За таких говорят: «из села уехала, а село из неё – нет». Накрашенные. В кокошниках. Сарафанах. Подошли к нам давай кривляться:
– Ой, что это за свинячий визг? Кто это на сцену пустил? Хахлушки пели. На свино-хахлячем. Убожество. Идите Биндере пойте, а чего ж «хайль Гитлер» не кричим? Ничего, скоро мы вашу хахляндию с лица земли сотрем.
Нам стало страшно, и мы решили подстраховаться:
– А мы из «ЛНР». Из братской «Новороссии». Мы одна страна с вами.
Чекулдаева даже со страха бейджик достала. Кричит «Единая Россия – единая «Новороссия!» Думаете, помогло? Нет! Еще хуже.
Они сразу стали орать, что «Новороссия» это бандиты, «быдлостан» и созданы Госдепом, чтобы вместе с Крымом разорить Россию. Поэтому их солдаты (видимо русские) разгромят «Новороссию» и Крым, и Америку, и весь мир.
Мы постарались смешаться с толпой и не раздражать их. О чем они пели на сцене, не знаем, мы поздно приехали. Большинство уже выступило.
Мнение 5. Как хочется петь…
А вообще фестиваль неплохой. Красочный. Действительно достойные коллективы, народные. И организаторы хорошо подготовились.
А как мы пели «на кулеше» с кубанским хором. Они как нас на сцене услышали, так сразу подбежали, с криком: «Наши!» Мы же дружим еще с «до войны». Страшное слово «до войны». Плакали. Конечно. Обнявшись. И вспоминали «В бой идут одни старики». Ах, какое небо над нашей Украиной. Выше, чище и трава зеленее.
Как хочется петь. Просто петь. О любви, о Боге, о мире, о чернобривцах, о мальвах, о селах. Как хочется жить. Просто по-божески. Идти на работу. Растить детей. Улыбаться внукам.
Желать фестивалить. По всему миру. Чтобы спеть для всех и послушать – о чем поют другие.
Почему так? Мы пели на украинском и русском, на молдавском, на французском, итальянском. А теперь мы боимся. Боимся не только говорить, петь! На наш фестиваль «Криниченька» (проводился в селе Бирюково г. Свердловска, Луганской области в 2009-2013 годах) свердловчане приходили в вышиванках. Хотя это было не обязательно. А сейчас это «фашизм».
В наш город приезжал хор им. Веревки, украинские театры. Всегда аншлаг. Сейчас это «фашизм».
Вот только доносы пишут на русском языке. Мы еще не видели ни одного доноса на украинском.
А мы все равно будем петь. На украинском, русском, молдавском, итальянском и французском. Может еще какие песни выучим. На других языках. Иногда, когда мы репетируем и поем, а вдали слышаться «учения», нам кажется, что если мы замолчим, перестанем петь, нас победит война. И мы снова поем.
Когда закончиться война, мы хотим, чтобы в Украине, как можно больше было фестивалей. Хороших и разных. В каждом городе. И чтобы мы в гости, и чтобы к нам приезжали гости. Даже в наше маленькое приграничное село Бирюково. Где вам с любовью к своей земле споет «Надвечір’я».
От автора
Мы всегда, относились с уважением ко всем странам, народам, традициям, языкам. Возможно, именно это – уважение, такт – и отличает нас, – украинцев, – от русских, людей – от «новороссов». И Россию мы воспринимали по школьным программам русского языка, великим поэтам, писателям, художникам, оставившим свой след в литературе и искусстве. И даже не задумывались об их трагичной судьбе. Русских в России.
И подмена исторических понятий и причесанная коммунистическая история, приукрасила наши отношения или отношение к нам. Малым народностям СССР, «младшим сестрам», не имеющим право на свой голос, мнение, язык, культуру. Со стороны «великой» России.
Жители Донбасса, да что греха таить, граждане «совка», идеализировали Россию. Считали ее панацеей от личных бед и неудач.
Разочарование, которое постигнет и «новороссов», и самих россиян, от созданной ими иллюзорной стране, близко. Жаль, что за это разочарование мы, украинцы, заплатили кровью.
Умение быть Народом. Умение быть Государством. Умение быть Страной.
Это в генном коде тех, кто коренные жители. Не орда, не захватчики, не НКВД, ни КПСС, ни партия, ни религия, а те, кто до сих пор слышит зов предков, чтит свои корни, знания, веру, мудрость своих поколений, живет на своей Богом данной земле.
Мы хотим быть соседями. Хорошими соседями. И видеть с другой стороны границы – государственной украино-российской границы – Государство. Государство умеющее уважать себя и окружающих.
Хотя… Кого я обманываю. Те, кто увидел истинное лицо России, те, кто пережил войну, мечтают, повернувшись в сторону «миролюбивого» российского соседа увидеть границу. Огромную железобетонную границу-стену. С лазерами, током, снайперами, знаменитой колючей проволокой, элегантно покрашенную в желто-голубой, ну, может быть, с элементами вышивки. Стену. Между Государством Украина и русским тем, кто не умеет себя вести, как страна.
Немає коментарів:
Дописати коментар